DP Capability Plots vs DP Footprint Plots

DP capability plot

В настоящей статье мы осветим вопросы касательно использования DP Capability Plots и DP Footprint Plots, дадим рекомендации по чтению информации с DP Capability Plots и заполнению DP Footprint Plots. Затронем вопрос сравнения DP Capability Plots и DP Footprint Plots между собой как то рекомендует IMCA M 182 International Guidelines for The Safe Operation of Dynamically Positioned Offshore Supply Vessels и объясним почему, по нашему мнению, их нельзя сравнивать между собой.

И так, давайте по порядку рассмотрим оба документа.

DP Capability Plots бывает двух видов. Первый — это печатный документ который должен быть на любом ДП судне. Второй — это Online DP Capability Plot, функция системы динамического позиционирования обязательная в системах класса DP-2 и DP-3 (в DP-1 и DP-0 этот функционал опционален и встречается крайне редко).

Назначение DP Capability Plots в определении (расчете) способности судна удерживать позицию. Расчет ведется на основе данных о доступных мощностях пропульсивной установки судна (включая варианты с отказами того или иного оборудования) для различных внешних условий. Отличие печатного документа от расчета в реальном времени в системе динамического позиционирования в том что в печатном варианте берутся коллинеарные (сонаправленные) векторы сил ветра и течения, тесть вариант наихудшего сценария когда всё против нас. При расчете онлайн берутся фактические значения ветра и течения. Из вышесказанного можно понять что DP Capability Plots рассчитывается под каждое судно индивидуально.

DP Capability Plots является графическим представлением способности судна удерживать позицию под воздействием внешних возмущений.

DP Capability Plots используются для оценки рисков и для планирования работ с использованием системы динамического позиционирования.

Ниже приведен пример DP Capability Plot с пояснениями.

capability plot 01

DP Footprint Plots это форма (бланк) которая заполняется на судне при выполнении теста по определению качества удержания судна в заданной позиции. IMCA M 182 Appendix 5 содержит образец этого документа.

Footprint plotIMCA M 182 рекомендует заполнять DP Footprint Plots при любом удобном случае. Как правило во многих компаниях выполнение DP Footprint Plots занесено в график судовых работ. DP Footprint Plots выполняются для различных вариантов конфигурации судовой судовой и пропульсивной установки. То есть имитируется поведение судна при отказе одного из элементов. К примеру отказ одного из трастеров, отказ того или иного дизель-генератора и так далее. Обязательно делается тест для варианта Наихудшего Сценария (Worst Case Failure). По окончанию теста на планшете (DP Footprint Plots) мы получим графическое представление о качестве удержания позиции судном.

DP Footprint Plots является графическим представлением качества удержания судном заданной позиции в данных реальных условиях

Методология построения DP Footprint Plots весьма проста.

  • Переводим судно под управление системы динамического позиционирования (желательно вдали от тех или иных объектов);

  • Режим управления судном по позиции и курсу — АВТО;

  • даем минут 5-10 системе стабилизировать позицию и курс судна;

  • тем временем готовим планшет, заносим конфигурацию судна, погодные условия;

  • наносим на планшет точки (отклонение судна от заданной позиции) через заданный интервал (к примеру 10 точек в течении 10 минут с периодичностью 1 минута);

  • DP Footprint Plots готов.

footprint plot 01

В начале статьи мы сказали что IMCA M 182 International Guidelines for The Safe Operation of Dynamically Positioned Offshore Supply Vessels описывая DP Footprint Plots отчасти заводит нас в заблуждение о их назначении. Давайте разберемся с этим.

Ниже приводиться цитата из MCA M 182 и ее перевод на русский язык.

DP footprint plots serve two main purposes. They show the vessel’s excursions in relation to the selected target position, thereby the tightness of the position keeping circle. They are also valuable in assessing the validity of the DP capability plots. Where there are differences between the measured footprint plot and the theoretical capability plot, owners should ensure that the results of the footprint plot take precedence over the capability plot. Where the results are significantly different from the capability plots then owners should consider investigating the reason and (if appropriate) modifying the capability plots

DP footprint plot служит двум основным целям. Для определения отклонения судна от заданной позиции, определяя радиус удержания позиции. DP footprint также важен для оценки правильности DP capability plots. В случае если обнаружатся расхождения между DP footprint и DP capability plots, судовладелец должен удостовериться что DP footprint имеет приоритет над DP capability plots. Если расхождения между DP footprint и DP capability plots будут значительными судовладелец должен принять меры к выявлению причины такого расхождения и (если это применимо) внести изменения в DP capability plots.

Красным цветом выделен ,по нашему мнению, спорный момент.

Все дело в том, что DP Capability Plots строится в терминах силы. DP Capability Plots показывает способность судна выдержать внешнее воздействие (приложенную к судну внешнюю силу) и не в коем случае не показывает отклонение судна от заданной точки.

DP Footprint Plots в свою очередь показывает статистику отклонения судна от заданной точки за определенный период времени. DP Footprint Plots строится в линейных величинах.

А теперь вопрос. Как уважаемая организация IMCA предлагает сравнивать единицы измерения силы и линейные единицы между собой?

Буду рад Вашим комментариям по данному вопросу.

Для Вашего удобства ниже приведена ссылка на краткую инструкцию по работе с DP Capability Plots и по заполнению DP Footprint Plots.

brief-2015-11-21-Plots_link

Ноябрь 21st, 2015 by